ДПП.Ф.11.4 «Теория и методика экологического образования детей» - Задачи профессиональной деятельности выпускника...


ДПП.Ф.11.4 «Теория и методика экологического образования детей»

^ 1. Цель освоения дисциплины: повышение профессиональной компетентности студентов в вопросах теории и методики экологического образования и развитие способности гибко, вариативно, творчески использовать эти знания в практической деятельности.

^ 2. Место дисциплины в структуре ООП

Дисциплина «Теория и методика экологического образования детей» относится к циклу дисциплин предметной подготовки, федеральный компонент (ДПП.Ф.11.4).

^ 3. Краткое содержание дисциплины: Природа как самоценность. Обучающая и воспитывающая функции природы. Экологическое образование дошкольников как процесс формирования знаний, отношения, поведения. Экологическое образование в истории зарубежной и отечественной педагогики. Накопление эмоционально-положительного опыта общения детей с природой. Формирование готовности ребенка к правильному взаимодействию с окружающей природой. Система первоначальных знаний о природе как основа развития элементов экологического сознания. Современные программы экологического образования. Сущность аксиологического и деятельностного подхода в экологическом образовании и его реализация в дошкольных учреждениях. Формирование экологической направленности личности дошкольника. Критерии сформированности экологической воспитанности. Педагогические условия экологического образования. Научная разработка проблем экологического воспитания детей на современном этапе. Преподавание курса «Методика экологического воспитания детей» в педагогических училищах и колледжах.

^ 4. Требования к результатам освоения дисциплины

В результате изучения дисциплины студенты должны:

знать: государственный образовательный стандарт содержания экологического образования дошкольников; историю развития экологического образования, состояние проблемы экологического воспитания детей дошкольного возраста на современном этапе; теоретические основы методики экологического образования детей; цели, задачи, содержание, формы и методы экологического образования дошкольников; особенности и методику экологического образования дошкольников в разных возрастных группах; основы формирования готовности ребенка к правильному взаимодействию с миром природы; основы развития экологического сознания ребенка; значение личности педагога в формировании начал экологической культуры дошкольника; принципы отбора содержания знаний в воспитании экологической культуры и развития естественнонаучных представлений у детей; природу родного края, её экологическое состояние.

уметь: анализировать современные образовательные программы по экологическому образованию дошкольников, методическую литературу, периодические издания; осуществлять экологосодержательный подход к построению развивающей среды в дошкольном учреждении; составлять диагностические материалы и планировать работу по воспитанию экологически направленной личности; уметь применять полученные знания в практической деятельности.

владеть: методами, приемами, средствами организации учебно-познавательной, игровой, досуговой деятельности дошкольников в экологическом воспитании и развитии элементарных естественнонаучных представлений; оценивания учебно-педагогической деятельности студентов и педагогической деятельности воспитателей ДОУ.

^ 5. Общая трудоемкость дисциплины составляет 220 ч.


ДПП.Ф.11.5 «Теория и методика развития детского изобразительного творчества»

1. Цель освоения дисциплины: формирование у будущих преподавателей представлений о теоретических основах детского изобразительного творчества и способностей гибко, вариативно, творчески использовать эти знания.

^ 2. Место дисциплины в структуре ООП

Дисциплина «Теория и методика развития детского изобразительного творчества» относится к циклу дисциплин предметной подготовки, федеральный компонент (ДПП.Ф.11.5).

^ 3. Краткое содержание дисциплины: Основы искусствознания. Теория и методика развития у детей художественного восприятия произведений изобразительного искусства. Теория и методика развития детского изобразительного творчества. Теория и методика развития детского конструкторского творчества. Теоретические основы методики развития детского конструкторского творчества: понятие художественного конструирова­ния как наиболее близкой изобразительной деятельности к игре, психолого-педагогические основы развития детского конструирования из различных материалов (строительного, природного, бумаги, готовых игровых конструкторов), содержание и методика развития детского конструкторского творчества у детей младшего, среднего, старшего дошкольного возраста. Изучение психолого-педагогической литературы и составление планов серии занятий по развитию детского конструкторского творчества из различных материалов для детей младшего, среднего и старшего дошкольного возраста.

^ 4. Требования к результатам освоения дисциплины

В результате изучения дисциплины студенты должны:

знать: специфические особенности изобразительного искусства, отражающего жизненные явления в художественных образах; структуру изобразительного творчества дошкольников; возрастные уровни художественно- изобразительного развития; своеобразие детских видов изобразительно- художественной деятельности, формы ее организации; системы, концепции, подходы, программы и технологии развития детского изобразительного творчества; условия самоактуализации, самовыражения и саморазвития художественно-изобразительных творческих способностей детей; научные основы организации образовательного процесса в педагогическом училище (колледже);

уметь: ориентироваться в произведениях искусства, отбирать художественные образы для работы с детьми; организовывать художественно – эстетическое пространство для развития художественно – изобразительных способностей дошкольников; отбирать и внедрять новое художественное содержание, отвечающее современным концепциям;

владеть: методическими приемами, способами, развивающими художественное мышление детей; организации работы по развитию детского изобразительного творчества с педагогами и родителями;

^ 5. Общая трудоемкость дисциплины составляет 320 ч.


ДПП.Ф.11.6 «Теория и методика музыкального воспитания детей дошкольного возраста»

1. Цель освоения дисциплины: становление музыкально педагогической культуры учителя начальных классов, подготовка к музыкально-просветительской деятельности с учащимися в ДОУ

^ 2. Место дисциплины в структуре ООП

Дисциплина «Теория и методика музыкального воспитания детей дошкольного возраста» относится к циклу дисциплин предметной подготовки, федеральный компонент (ДПП.Ф.11.6).

^ 3. Краткое содержание дисциплины: Теоретические основы музыкального воспитания и развития. Музыка как вид искусства, ее влияние на гармоничное развитие ребенка. Задачи музыкального воспитания детей. Понятие музыкальности, ее структура и пути развития. Диагностика и развитие музыкальных способностей. Формирование основ музыкальной культуры у дошкольников. Принципы, содержание, методы и формы музыкального воспитания. Виды музыкальной деятельности детей. Восприятие музыки, детское музыкальное исполнительство. Творчество в различных видах музыкальной деятельности детей. Формы организации музыкальной деятельности детей. Виды и типы занятий. Музыка в повседневной жизни детского сада и семьи. Функции и обязанности воспитателя, музыкального руководителя, старшего воспитателя и заведующего дошкольным образовательным учреждением в реализации задач музыкального воспитания. Преподавание курса «Методика музыкального развития детей» в педагогическом колледже и училище.

^ 4. Требования к результатам освоения дисциплины

В результате изучения дисциплины студенты должны:

знать: объект, предмет, методологию и структуру теории и методики музыкального воспитания детей дошкольного возраста; сущность, закономерности, принципы, содержание, формы и методы музыкального воспитания детей дошкольного возраста; основные направления исследований по методике музыкального воспитания детей дошкольного возраста; базовые понятия данного курса; историю развития и становления принципов детского музыкального воспитания;

уметь: исполнять детскую русскую народную песню с движением, согласно ее жанровой принадлежности; подбирать материал для написания сценария, постановочной работы праздника, концерта, обряда для детей дошкольного возраста;

владеть: навыками проведения музыкальных занятий; игры на русских народных ударных и элементарных музыкальных инструментах;

^ 5. Общая трудоемкость дисциплины составляет 180 ч.


ДПП.Ф.12 «Психолого-педагогические практикумы»

1. Цель освоения дисциплины: углубление знаний по педагогике, детской психологии, методикам дошкольного образования и формирование на этой основе профессиональных умений.

^ 2. Место дисциплины в структуре ООП

Дисциплина «Психолого-педагогические практикумы» относится к циклу дисциплин предметной подготовки, федеральный компонент (ДПП.Ф.12).

^ 3. Краткое содержание дисциплины: Ознакомление с педагогическим процессом в дошкольном образовательном учреждении и педагогическом колледже. Анализ развивающей среды и социально-технических условий образовательных учреждений. Изучение опыта развития, воспитания и обучения детей. Наблюдение за поведением детей в разных видах деятельности. Изучение стиля общения воспитателя с детьми и родителями. Диагностика воспитательно-образовательного процесса. Ознакомление с использованием современных педагогических технологий в детском саду и педагогическом колледже. Изучение функциональных обязанностей работников дошкольных образовательных учреждений и колледжа. Планирование педагогического процесса. Конструирование различных форм психолого-педагогической деятельности, моделирование образовательных и педагогических ситуаций в дошкольных образовательных учреждениях, педагогических колледжах и училищах.

^ 4. Требования к результатам освоения дисциплины

В результате изучения дисциплины студенты должны:

знать: основы разработки учебно-программной документации для формирования содержания образовательной работы с детьми дошкольного возраста; методы изучения особенностей развития детей дошкольного возраста; основные методы психолого-педагогического исследования, педагогического просвещения и коррекции субъектов образовательного пространства;

уметь: оказывать помощь дошкольным учреждениям в работе с детьми дошкольного возраста; использовать современные программы воспитания и обучения детей дошкольного возраста; устанавливать в процессе педагогического взаимодействия позитивные контакты с детьми и членами педагогического коллектива; обобщать и творчески интерпретировать позитивный педагогический опыт педагогов;

владеть: формами, методами, приемами, средствами организации и проведения воспитательно-образовательной работы с детьми и их родителями.

^ 5. Общая трудоемкость дисциплины составляет 300 ч.


ДПП. Р.1 «Современные педагогические инновации в образовании»

1. Цель освоения дисциплины: обеспечение теоретико-практической подготовки и понимания инновационных процессов в образовании, владение основами инновационной деятельности в современной системе образования; познакомить с инновационными образовательными технологиями, в том числе информационными коммуникационными технологиями обучения, Болонским процессом, моделями инновационных вузов, современными методами и средствами управления качеством образовательной деятельности, психологическим сопровождением инновационной деятельности.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Дисциплина «Современные педагогические инновации в образовании» относится к циклу дисциплин предметной подготовки, региональный компонент (ДПП.Р.1).

^ 3. Краткое содержание дисциплины: Образовательные технологии и инновации. Система подготовки педагога к работе в условиях педагогических инновациях. Педагогические инновационные процессы. Модель инновационной деятельности преподавателя. Традиционные и современные модели обучения. Группы методов инновационного обучения по типу коммуникации между обучаемыми и преподавателем. Развитие школы как инновационный процесс.

4. Требования к результатам освоения дисциплины

^ В результате изучения дисциплины студенты должны:

знать: основные теории, концепции, законы и закономерности деятельностного, технологического и личностно ориентированного подходов как методологии педагогики; методы, проблемы и перспективы развития образовательного процесса;

уметь: применять теоретические знания на практике; правильно выражать свои мысли в устной и письменной форме;

владеть: базовыми понятиями по курсу (владение терминами, определение понятий, раскрытие содержания понятий, воспроизведение полного объема каждого понятия, установление межпонятийных связей, практическая интерпретация терминов в различных аспектах).

^ 5. Общая трудоемкость дисциплины составляет 100 ч.


ДПП. Р.2 «Тренинг развития психологической компетентности дошкольного педагога-психолога»

^ 1. Цель освоения дисциплины: приобретение базовых знаний по теоретическим и практическим подходам к психологической компетентности личности профессионала, формирование и развитие у него ценностного отношения к основным компонентам психологической компетентности.

Дисциплина синтезирует наиболее значимые положения о психологической компетентности личности профессионала, ее феноменологии, методах и результатах исследований, сложившихся в общепсихологическом знании.

^ 2. Место дисциплины в структуре ООП

Дисциплина «Тренинг развития психологической компетентности дошкольного педагога-психолога» относится к циклу общепрофессиональных дисциплин, региональный компонент (ОПД.Р.2)

^ 3. Краткое содержание дисциплины: Психологическая компетентность, психологическая культура личности. Компоненты психологической компетентности: социально-перцептивная компетентность, интеллектуальная компетентность, социальная компетентность. Понятие и виды рефлексии: поведенческая, познавательная, личностная, коммуникативная. Ретроспективная и перспективная рефлексия. Рефлексивное сознание как сознание сознания. Рефлексия как осознание субъектом средств и оснований собственной деятельности. Механизмы и средства рефлексии. Описание уровней развития рефлексии. Проблема направленности в теориях личности: трактовки направленности как: «динамической тенденции», «смыслообразующего мотива», «основной жизненной направленности». Типы личностной направленности: гуманистическая; эгоистическая; депрессивная; суицидальная.

^ 4. Требования к результатам освоения дисциплины

В результате изучения дисциплины студенты должны:

знать: основные подходы к понятию педагогической технологии; научные основы педагогических технологий; классификацию педагогических технологий: по уровню применения знаний, а также проблемы и перспективы их развития; основные образовательные технологии, такие как: адаптивные, развивающие, личностно-ориентированые, диалоговые, модульные, информационные, уровневой дифференциации, группового воздействия, программированные, проблемные, полного усвоения, игровые и др.; основные воспитательные технологии педагогического общения, феномен «психологическая компетентность личности»; теоретические и экспериментальные подходы к изучению психологической компетентности личности; функции психологической компетентности; закономерности формирования и развития психологической компетентности;

уметь: использовать психологические знания для достижения вершин профессионализма в профессиональной деятельности; применять психологические методы и приемы изучения профессионально-важных качеств личности педагога-психолога; применять основные способы и приемы саморегуляции, самопрезентации;

владеть: навыками работы с учебной и научной психологической литературой; учета психологических факторов и социально-психологических явлений в будущей профессиональной деятельности; построения социальных и профессиональных интеракций.

^ 5. Общая трудоемкость дисциплины составляет 110 ч.


ДПП.Р.3 «Конфликтология»

1. Цель дисциплины: освоение студентами систематизированных знаний об основах теории конфликта, способах предупреждения и разрешения социальных и психологических конфликтов в практической деятельности.

^ 2. Место дисциплины в структуре ООП

Данная дисциплина относится к циклу дисциплин предметной подготовки, региональный компонент (ДПП.Р.3).

3. Краткое содержание дисциплины: Сущность конфликта и его структура. Определение основных структурных элементов конфликта. Классификация конфликтов. Причины конфликтов. Динамика конфликта. Формулы конфликта. Конфликты и трансактный анализ. Основные положения теории трансактного анализа. Поведенческие характеристики основных трансакций. Алгоритм трансактного анализа. Понятие управления конфликтом. Содержание управления конфликтами. Основные модели поведения личности в конфликтном взаимодействии. Стратегии поведения в конфликте. Характеристика основных стратегий поведения. Типы конфликтных личностей. Понятие технологий эффективного общения и их основное содержание. Технологии рационального поведения в конфликте. Основное содержание переговорного процесса. Модели поведения партнеров в переговорном процессе. Манипулятивные технологии в переговорном процессе и противодействие им. Технологии стратегий и тактик в переговорном процессе. Понятие внутриличностного конфликта. Основные психологические концепции внутриличностных конфликтов. Формы проявления и способы разрешения внутриличностных конфликтов. Понятие межличностного конфликта и его особенности. Сферы проявления межличностных конфликтов. Управление межличностными конфликтами. Понятие групповых конфликтов и их классификация. Конфликт «личность — группа». Межгрупповые конфликты.

^ 4. Требования к результатам освоения дисциплины

Процесс изучения дисциплины направлен на формирование у студентов

- способности организовать совместную деятельность и межличностное взаимодействие субъектов образовательной среды;

- способности эффективно взаимодействовать с педагогами образовательного учреждения и другими специалистами по вопросам развития детей в игровой и учебной деятельности;

- способности формировать психологическую готовность будущего специалиста к профессиональной деятельности;

- способности эффективно взаимодействовать с педагогами коррекционного образовательного учреждения и другими специалистами по вопросам развития обучающихся в коммуникативной, игровой и учебной деятельности;

- способности осуществлять взаимодействие с семьей, педагогами и психологами образовательного учреждения по вопросам воспитания, обучения и развития дошкольников.

^ В результате изучения дисциплины студент должен:

знать: категории конфликтологии, основные модели управления конфликтом, специфику различных видов конфликтов: внутриличностных, межличностных, групповых; организационных, семейных, педагогических;

уметь: анализировать теоретические подходы к конфликтам, уметь прогнозировать и программировать коммуникативные ситуации; анализировать ситуации конфликтного взаимодействия (структуру и динамику). Применять методы психологического воздействия, направленные на разрешение различных видов конфликтов. Уметь осуществлять процедуры переговоров и посредничества как форм управления конфликтом;

владеть: понятийным аппаратом в области конфликтологии; инструментарием диагностики конфликтов; методами организации и проведения социально-психологических процедур по профилактике и разрешению конфликтов.

^ 5. Общая трудоемкость дисциплины составляет 111 ч.


ДПП. Р.4 «Актуальные проблемы современной педагогики и методики дошкольного образования»

1. Цель освоения дисциплины: раскрыть перед студентами актуальные проблемы в контексте теории и методики обучения и воспитания личности на современном этапе развития общества как целостный предмет; сформировать систему знаний, умений и навыков, обеспечивающих ориентировку в современных психологических проблемах обучения и воспитания личности.

^ 2. Место дисциплины в структуре ООП

Дисциплина «Актуальные проблемы современной педагогики и методики дошкольного образования» относится к циклу дисциплин предметной подготовки, региональный компонент (ДПП.Р.4)

^ 3. Краткое содержание дисциплины: Сущность феномена воспитания. Черты воспитания, отличия от обучения. Закономерности воспитательного процесса. Развитие воспитательной системы: закономерности, этапы. Противоречия в воспитательном процессе. Их разрешение. Современные модели воспитания. Воспитательная ситуация, виды воспитательных ситуаций. Методы и приемы, соединяющие обучение и воспитание в единый процесс. Критерии эффективности воспитательной системы. Критерии и диагностика воспитанности личности. Ребенок как субъект воспитания. Как построить воспитательное пространство. Психологические основы воспитания. Принципы воспитания. Актуальные проблемы воспитания личности на современном этапе образования. Основные категории и понятия современной теории обучения, их сущность и взаимосвязь. Сущность и логика образовательного процесса. Основные законы и закономерности обучения и образования. Принципы и правила обучения. Интегративные характеристики системы принципов обучения. Единство образовательной, воспитательной и развивающей функций обучения. Современная парадигма образования. Характеристика и особенности современных дидактических концепций. Авторские школы в образовательном пространстве, их роль в развитии личностного потенциала. Инновационные образовательные процессы. Их роль в развитии и становлении личности. Единство преподавания и учения. Обучение как сотворчество учителя и ученика. Двусторонний и личностный характер обучения. Факторы обучения, их влияние на эффективность обучения. Содержание образования как фундамент базовой культуры личности. Современные технологии образования, их роль в развитии личности.

^ 4. Требования к результатам освоения дисциплины

После изучения курса студент должен

знать: основные понятия и закономерности; современные концепции образования; психологические основы обучения; основные методы обучения; передовой педагогический опыт и развивающую направленность педагогического процесса;

уметь: устанавливать общие и отличительные характеристики психологических проблем современного обучения и воспитания, их направленность на различные стороны развития личности; диагностировать, анализировать и оценивать психолого-педагогические ситуации и явления;

Владеть: понятийным аппаратом данной дисциплины; основными методиками и методами обучения и воспитания; психолого–педагогической спецификой педагогического процесса, в том числе и его содержательными компонентами, способами развития у школьников психических свойств и состояний в процессе обучения и воспитания.

^ 5. Общая трудоемкость дисциплины составляет 121 ч.


0951051657703347.html
0951165172563312.html
0951280792789849.html
0951383554049777.html
0951442098869431.html